|
|
Кит Монкс (Keith Monks) и достоверная история развития очистки грамзаписи |
|
|
|
|
|
"Omni" - RCM Mk.VII
|
"Sovereign" - RCM Mk.IIe |
"Classic" - RCM Mk.IIc |
"Gemini" - RCM Mk.III |
|
В 60-е годы прошлого века это было именно то время, когда на ниве британского hi-fi происходили великие свершения. Джентльмен по имени Фрэнк Окенден разрабатывал инновационный звукосниматель. Его друг Джон Райт был консультантом по конструированию тонармов и картриджей звукоснимателей и писал рецензии для различных изданий аудио. Что бы осуществить свои идеи на практике он и Майк Бевилл, другой инженер и предприниматель, основали компанию под названием «Audio & Design». |
|
Между тем технический редактор журнала Граммофон (Gramophone magazine) Перси Уилсон (Percy Wilson), уже в течение нескольких лет изучал проблему защиты виниловых дисков от загрязнения. На этом этапе в аудио индустрии Перси был уже легендой: пионером теории проектирования аудио и дизайна. Еще в 20-х годах он имел прижизненное признание в области воспроизведения звука. До сих пор используется его дизайн системы тонарм/звукосниматель, который присутствует почти в каждом выпускающимся проигрывателе, так же в значительной степени обязан его конструкторским способностям. |
В своей монографии «Справочник для Граммофона» (The Gramophone Handbook, 1957), посвященной звукозаписи Перси предложил оригинальную концепцию очистки записи. В ней в качестве очистителя был предложен довольно неожиданный состав, смесь масла и уксуса с последующим промыванием в мыльной воде, затем следовала промывка в водопроводной воде, сушка с предварительной протиркой фланелью и неоднократная обработка антистатической жидкостью. Перси восторгался, пусть предложенный им метод довольно утомительный, но он должен быть очень эффективными. |
Тогда было только начало, понимая необходимость переосмыслить свой оригинальный подход, сейчас по многим причинам это кажется достаточно очевидным. Но тогда осмысления непростой проблемы привело Перси к первой фундаментальной работе по этому вопросу "Загрязнение записи и причины, приводящие к загрязнению", (Инженерное Аудио Общество, апрель 1965). |
Вы будете читать в Интернете другие публикации о том, как этот документ описывает функциональность очистителя для виниловых пластинок, но на самом деле документ содержит только намеки на его состав и производительность. Не решая общих задач, публикация касается частных деталей проблем внешних загрязнений и проблем, связанных с обычным удалением пыли сухой тканью или, что еще хуже, мокрой. Полное описание совершенной чистящей системы, как было сказано, все еще "в процессе".
|
Читателям не пришлось ждать долго. К тому времени Перси уже работал над конструкцией сразу нескольких рабочих прототипов чистящих машин. Каждая чистящая машина устанавливается на корпусе проигрывателя и производит чистку непосредственно перед картриджем звукоснимателя вытаскивая с помощью специальной щетки частицы грязи из звуковых канавок. Вакуумный пылесос удаляет извлеченные загрязнения, прежде чем они касаются алмазной иглы.
|
Другим решением было предложение машины, моющей, а затем высушивающей записи. |
|
Уборщик получил название доктор записей «Record Doctor», эта машина была опытным лабораторным образцом и имела достаточно большие размеры.
|
|
Для чистки применялось четыре различных устройства, для чистки записи – жидкая палочка, скребок для звуковых канавок, всасывающая швабра (расположение труб вакуумного насоса заканчивалось искусственным шелком, поддерживающим стандартный папиросный фильтр!) и щетку из пряди для заключительного высыхания и полировки. Новаторский, действительно революционный … и, несмотря на различные отзывы, успешный уборщик записей, которого никогда не было с тех пор. |
Огромный, несколько сложный в эксплуатации аппарат, несмотря на свои недостатки это в конце концов практически первая чистящая машина и в те далекие дни намерение его создателя состояло в том, чтобы доказать научный принцип, а не желание получить от него прибыль. «Record Doctor», является историческим продуктом это самое первое электрическое устройство для чистки виниловых пластинок. |
Независимо от истории развития чистящих машин в результате исследований и опытов очевидная важность обособленного устройства начали считать существенной потребностью, и первый опытный образец стал прямым предшественником чистящей машины Кита Монкса (Keith Monks Record Cleaning Machine). |
Очиститель записей «Record Doctor», был представлен Обществу звукоинженеров (Audio Engineering Society) в Нью-Йорке в октябре 1965 вместе с сопровождающей статьей Перси (Instruments For Record Cleaning) "Инструменты для очистки записи" (также в публикации за октябрь 1965 в «Audio Engineering Society»), получив всеобщее признание. |
|
Это изобретение заинтересовало компанию «Audio & Design». Джон Райт писал статьи для различных изданий, включая «Граммофон» и близко сошелся с Перси. Джон предложил сотрудничество для разработки опытного образца моющей машины, который был изготовлен и продан. Перси согласился стать консультантом по вопросам проекта. |
|
Джон и Майк попросили, чтобы Пит Кили присоединился к проектированию моющей машины. Техническая экспертиза, возглавляемая Питом, уже произвела большой мониторинг для компании «Аудио & Дизайн». И на Пита была возложена задача воплощения теоретических понятий Перси в действительность. |
Несколько месяцев ушли на обсуждения и исследования. Всасывающая щетка, сигаретный фильтр и сито из искусственного шелка заменили мягким пластмассовым носиком. Это впервые, когда трубка тонарма стала применяться для очистки записи. |
Следующие модернизации касались корпуса проигрывателя виниловых дисков. Несколько экземпляров проигрывателя грампластинок «Lenco» были приобретены Питом Кили. После многочисленных экспериментов был оценен и сохранен оригинальный двигатель, и к проигрывателю грампластинок была приспособлена новая трубка тонарма Франка. |
Работа сосредоточилась на моющейся секции. Потребовалось надежная щетка для очистки записи. Пит усовершенствовал поддерживающую опору тонарма. |
Было принято решение, чтобы чистящая жидкость подавалась к чистящей щетке непрерывно. Таким образом, понадобился насос, чтобы подавать жидкость к щетке. |
Наконец, всасывающий насос. Рассмотрев и быстро отвергнув идею стандартного двигателя пылесоса по причине его большого шума, перегрева и сомнений относительно попадания моющего раствора на щетки двигателя. Был выбран другой тип устройства. Решение проблемы нашли в британской компании, делающей насосные диафрагмы для лабораторного и медицинского оборудования. Присоединили трубку тонарма к ненужной фляге, в которой будет собираться использованная жидкость. |
|
Начались заключительные приготовления. Была разработана система переключения, чтобы активизировать различные компоненты для влажных и сухих циклов и в своей мастерской Пит приступил к строительству первого корпуса чистящей машины.
|
Наконец первый опытный образц был готов к тесту. Сразу отметили, что насос нуждается в антивибрационном суб-шасси. Хотя всасывающий носик был мягкий, он все еще иногда царапал поверхность пластинки. Кроме того вакуумный процесс был часто неустойчив, оставляя следы жидкости. Были проверены различные методы прежних испытаний и в конечном счете, приняли правильное решение. |
|
Происхождение нити и расположение носика. Пит и Франк разрабатывали систему, используя мягкие нейлоновые нити. |
Этот минимизированный контакт между носиком и записью, и обеспечивал небольшое пространство, в котором могла быть создана интенсивная концентрация всасывания. Чтобы избежать загрязнения записи во время чистки, было решено, чтобы часть нити, касающейся диска, должна постоянно заменяться. Медленно вращающийся реверсный двигатель наматывал нить с каждым оборотом, и нить заменялась автоматически. Сила всасывания уносила используемую нить вместе с грязной жидкостью. |
Чистящая система заканчивалась тонкой латунной трубкой, вставленной через трубку всасывания, чтобы подавать чистую нить к носику всасывания. Латунная трубка располагалась рядом с пластмассовой трубой, подающую использованную нить и использованную жидкость в накопительную емкость. Применение нейлоновой нити резко увеличило производительность вакуумного насоса, и пластинки после обработки были абсолютно сухие. Опытный образец был готов. |
Следующие месяцы были потрачены на дальнейшие проверки и тесты, за которыми последовали незначительные улучшения. Наконец, Пит и Франк решили, что лучше сделать они уже не смогут. Опытный образец был закончен. Это был 1968 год, прошло почти два года после того, как начался проект и наконец, настало время, чтобы презентовать чистящую машину широкой публике. |
|
Джон Райт и Майк Бевилл хотели приступить к процессу окупаемости и уже взяли нового менеджера по продажам, некого Кита Монкса. Кит имел хорошие отношения со многими дилерами и успешно развивал сеть продаж. |
|
Тогда Би-би-си расширяла сеть станций, вещающих в стерео диапазоне УКВ (FM), и для их работы требовалось качество, ясность, и минимальный шум. Так как самая качественная музыка записана на грампластинках, то абсолютным условием для Би-би-си стали фонограммы, записанные на виниле. Интерес и поддержка Би-би-си были очень важной составляющей в начинании компании «Аудио & Дизайн». |
Для Би-би-си в Лондоне Кит взял первые три чистящие машины и там подверг их значительному количеству тестов. В конце тестов были предложены незначительные рекомендации относительно соответствию стандартам корпорации Би-би-си. Инженеры Би-би-си находились под неизгладимым впечатлением и признали, что результаты тестирования превзошли их ожидания (и, так как инженеры Би-би-си, были строго беспристрастны, это было действительно высокой похвалой). |
Летом 1969 в корпорации Би-би-си Кита демонстрировал моечную машину группе очень важных лиц. От них Кит ушел с заказом для Би-би-си. Это был его самый первый из множественной череды заказов. |
Спрос на чистящую машину, встреченную с большим интересом на Ганноверской Ярмарке, распространился на США и дальше на страны Дальнего Востока. |
Продажи выросли в течение 70-х, и к 80-м машина для влажной чистки грампластинок использовалась большинством ведущих мировых радиостанций. В 1977 году серебряная чистящая машина была подарена Королеве на ее Серебряный Юбилей. |
|
После успешного дебюта Кита Монкса в 80-х начало появляться множество бюджетных уборщиков, но все они предназначались для более дешевой техники, и «KMAL Machine» продолжала процветать. |
К началу 90-х последний бум истощился. Кит закрыл фабрику и переместил небольшое производство в Корнуолл. В месте со своим инженером он производил кустарном способом чистящие машины вплоть до своей смерти в 2005 году. |
Теперь Вам известна правдивая история машин для чистки виниловых дисков. Хотя часть ее документации остается туманной. |
Еще в 1969 году Кит Монкс заставлял записи звучать лучше. |
|
|
|
Все права © 2003-2016. Разрешается использование материалов
при условии указания активной ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|